Наталия Завьялова (liria_blanca) wrote,
Наталия Завьялова
liria_blanca

Categories:

Четвертый царь. Постскриптум

Слушать аудио
Ночь тиха, ночь свята ... (Хор храма Святителя Николая в Заяицком)

В дополнение к рассказу Владимира Линденберга "ЧЕТВЁРТЫЙ ЦАРЬ" »»

ОБ АВТОРЕ

Владимир Линденберг, известный немецкий врач-психиатр, писатель, родился в 1902 году в Москве. Крестник преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Его отец - математик и композитор Александр Сергеевич Челищев, из древнего дворянского рода Челищевых, - был ярким представителем "Серебряного века": участник кружка «Аргонавтов», хорошо знакомый с Андреем Белым, Сергеем Есениным, Сергеем Рахманиновым. Мать - Ядвига Студенска принадлежала к старинному польскому шляхетскому роду. Отчим - немецкий промышленник Карл Линденберг.

Владимир Линденберг

Социальное, национальное и семейное происхождение предопределило всю дальнейшую судьбу юного Челищева: бои в Москве, арест, чудесное спасение от расстрела, бегство с отчимом в Германию, дальнейшие скитания. В 1921-1927 изучал медицину в Боннском университете, был судовым врачом, затем специализировался в области невропатологии, работал над исследованием повреждений головного мозга. Жил в Берлине. В 1936 арестован Гестапо, в 1937-1941 заключённый концлагеря. Во время войны укрывал в своем доме беженцев. В 1947-1959 работал главным врачом берлинской больницы Paul Gerhardt Diakonie.

Офицер ордена "Der Verdienstorden der Bundesrepublik Deutschland" ("За заслуги перед Федеративной Республикой Германия", единственный федеральный орден ФРГ).

С 1947 года активно занимался литературной деятельностью. Его книги опубликованы общим тиражом свыше 500000 экземпляров, основные произведения написаны на немецком языке, но он никогда не скрывал своего происхождения и православного вероисповедания. Многие немецкие читатели судят о жизни дореволюционной России и "русской душе" по его многочисленным книгам.

Владимир Александрович Линденберг (Челищев) скончался в Германии в 1997 году, в возрасте 94 лет. В Берлине существует музей, в котором собрано его литературное и художественное наследие.

 

ОБ УСАДЬБЕ

Гиреево - бывшая деревня и усадьба в Московской области, включённая в состав Москвы в 1960 году.

Площадь усадьбы: 6,3 га
Владельцы: Шереметев Ф.И. (до 1614), Голицыны (с 1614), Столыпин Д.Е. (кон. XVIII-нач. ХIХв.), Перовская М.Г. (1805-1812), Торлецкие » (1852-1917).
Церковь и парк охраняются государством как объекты культурного наследия регионального значения, жилые постройки – как вновь выявленные объекты. Жилые здания и территория вокруг них закрыты для доступа, в храм Спаса можно попасть через территорию больницы.
Сохранность: Сохранился, но в плохом состоянии дом с четырехколонным портиком и один из флигелей.

Дом-усадьба Торлецких был выстроен в середине XIX века. В настоящее время с Напольного проспекта, проходящего параллельно Федеративному, сквозь забор какого-то учреждения можно увидеть деревянную постройку с колоннами - главный дом усадьбы. Его состояние весьма запущенное. Фамилию владельцев (искаженную) сохранили расположенные вне ограды Терлецкие пруды и парк.

И.А.Торлецкий Киплик Д.И.
Портрет И.А.Торлецкого
1894

Последним владельцем усадьбы был Иван Александрович Торлецкий. Не раз бывавший в Париже, Берлине и Лондоне, Торлецкий был в восторге от их уютных пригородов. Особенно восхищало его необыкновенно светлое и чистое озеро Мюгельзее в пригороде Фридрихсхагена (Германия), и Торлецкий лелеял мысль о том, что когда-нибудь он сможет воссоздать его аналог на русской земле, в своей собственной усадьбе. Чтобы мутные воды русских прудов превратить в прозрачные европейские озера, он стал активно изучать гидрогеологическую обстановку усадьбы, «так как давно заметил склонность этой местности к заболочиванию» и активно заселял воды прудов рогозом.

Уже к 1910 году вода приобрела необходимую прозрачность, - экологический баланс был установлен. Однако новых хозяев прозрачность воды не интересовала, - полностью система водоочистки была выведена из строя в 1970 годах, когда уже начала функционировать зона отдыха «Терлецкая дубрава». (На юго-востоке Терлецкого комплекса сохранилась реликтовая дубрава, возраст отдельных деревьев - более 300 лет.)

На сегодняшний день Терлецкие пруды объявлены памятником природы, часть территории лесопарка - памятником садово-паркового искусства XVIII века. Восточный Терлецкий пруд с островом:

Каменная церковь Спаса Нерукотворного образа построена в усадьбе, тогда принадлежавшей князю Ивану Голицыну в 1714-1718 гг. Храм не имел своего причта и числился приписным к соседней церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановском.

 

СОКРОВИЩЕ КЁЛЬНСКОГО СОБОРА

Не только верующим известно библейское предание о поклонении трёх волхвов: драгоценные дары, ладан и смирна были принесены волхвами новорожденному Христу. Этот сюжет, изображённый на иконах, фресках и барельефах, можно увидеть практически в каждом христианском храме. В источниках VI-го века впервые упоминаются имена волхвов с описанием их внешности: молодой и безбородый Каспар, седой старец с бородой Мельхиор и темнокожий Валтасар.

Benozzo Gozzoli: Gaspar, Melchor, Baltasar (1459-61)

Предание Запада и Востока сохранило ряд особенностей и деталей жизни волхвов. Один из древних текстов ("Книга сокровищ пещеры", VI-й век) гласит, что волхвы взошли на гору Нуд, чтобы взять дары, которые были оставлены Адамом и Евой в одной из пещер. Адам заповедовал своему сыну Сифу взять сокровища только тогда, когда явится необычная звезда; от Сифа это завещание передавалось из поколения в поколение. Волхвы поклонились Иисусу как Мессии, а по возвращении возвестили о Нём в своих странах. После Пятидесятницы они были крещены Апостолом Фомой, проповедовавшим в их странах, и присоединились к нему в деле благовествования Евангелия и почти одновременно приняли мученическую смерть и вместе были похоронены в персидском городе Сава. По обретении мощей равноапостольной царицей Еленой эта христианская святыня была перенесена в Константинополь, а позже - в Медиолан (современный Милан).

В начале XII-го столетия мощи святых были перевезены в Германию. В то время, когда императором Фридрихом I Барбаросса из династии Гогенштауфенов был предпринят Второй Итальянский поход, Райнальд фон Дассель, одновременно являвшийся и канцлером, и архиепископом Кёльна, оказал немалую помощь своему императору. В награду же он получил неоценимый дар - святые мощи мучеников Каспара, Мельхиора и Валтасара, - библейских волхвов, Трех царей, что пришли к Младенцу Христу на свет Вифлеемской звезды и первыми поклонились Спасителю.

В 1164-м году Рейнальд фон Дассель торжественно доставил эти реликвии в Кёльн. С тех давних времён и до нынешних дней паломники стремятся в Кёльн, чтобы поклониться одной из старейших христианских святынь.

Для достойного размещения и сохранности Кёльнских реликвий: мощей волхвов, а также святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, одному из искуснейших ювелиров своего времени Николаусу фон Вердену из Мааса в 1181-м году было поручено сделать золотой ларь. Изготовление уникального произведения ювелирного искусства было окончено только к 1220-му году.

Конструкция этого удивительного хранилища весьма необычна. В одном ларе заключаются три. Первые два служат своеобразной опорой для третьего – реликвария со святыми мощами волхвов. Объём его довольно внушителен – 3,7 кубических метра (в основании 2,42 квадратных метра; высота составляет 1 метр 53 сантиметра). Корпус выполнен из дерева и покрыт пластинами из серебра и золочёной меди. Только передняя сторона реликвария почти полностью изготовлена из листового золота. Изображения фигур и часть орнаментов отчеканены. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений.

Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы.

В изображённых сюжетах реликвария чётко прослеживается символическое значение того, что Ветхий Завет является основой для Нового Завета. Так, в нижней части реликвария изображены фигуры ветхозаветных пророков и правителей, а в верхней части – апостолов. (Изображения на скосах крыши были безвозвратно утрачены, и на сегодня не было обнаружено их копий или подробных описаний.)

Естественно, длительная работа по изготовлению и ювелирному оформлению реликвария была наполнена огромным религиозным смыслом, что не может не вызывать истинного уважения у нынешнего поколения.

15 августа 1248-го года архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, положив тем самым начало самому затянувшемуся европейскому "долгострою", - окончательно собор был завершен только в 1880-м году. Впрочем, работы в соборе не прекращались никогда и продолжаются до сих пор.

Само место, на котором сегодня находится собор еще в римский период истории Кельна было религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей "священного Кёльна".

В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790-м году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания воспринимали как чудо искусства, собор стоял незаконченным каркасом. Между хором и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 и высотой лишь в 13 метров. Сами башни тоже не были завершены. Лишь 59-метровая южная упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450-го года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена.

"Не будет достроен Кёльнский собор!" - с горечью восклицал Гёте в поэме "Германия".

Но поэт ошибался: строительство одного из самых грандиозных сооружений мира было завершено 15 октября 1880-го года, через шестьсот тридцать два года и два месяца после своего начала.

После того, как революционные французские войска, изгнав из собора духовенство, превратили его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести строительство до конца. Расходы на работы, возобновлённые в 1842-го года, поделили между собой король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию.

Архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером были проведены тщательные подготовительные работы, по окончании которых Вильгельм IV распорядился завершить Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра согласно первоначальным планам и 4 сентября 1842-го года сам открыл новый этап строительства. В 1863-м году началось возведение башен высотой по 157 метров. А 15 октября 1880-го года в присутствии императора состоялись торжества по случаю завершения постройки.

Значительный ущерб собору во Вторую мировую войну нанесли англо-американские бомбардировки. По счастью, будучи используемым лётчиками в качестве ориентира, он не был разрушен, чудом уцелев после прямого попадания 3-х бомб.

После 1945 года в Кёльне долгие годы шли большие работы по устранению повреждений (восстановление закончено в 1956 году).

«Как описать собор? С чего начать? Его стены и башни – и излюбленное место гнездования соколов, и место произрастания самых редкостных сортов мха и лишайников, и, разумеется, шедевр зодчества, притягивающий полчища туристов, и объект восторгов знатоков церковного строительства. Кёльнский собор поражает своим величием, монументальностью и одновременно легкостью и изяществом. Насколько я знаю, это сочетание и называется в архитектуре гениальностью. Есть музыка звуков. Есть музыка красок. Здесь – музыка линий. Ее нельзя услышать.»

В.А.Бобров

Западный фасад собора поднимается на высоту 175 м. Длина собора составляет 140 м, ширина - 83 м. Все его детали, вся конструкция подчинены стремлению ввысь - абсолютное господство вертикали. Ввысь, к Богу устремляют зодчие свой храм, ввысь, к Богу должны были устремлять сердца входящие в собор верующие.

Стены, своды, пол собора выложены из серого рейнского камня, добытого в каменоломнях под Бонном. Огромные колонны высотой 44 м поддерживают мерцающие в вышине звездчатые своды. Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Сквозь великолепные витражи в храм льется дневной свет, окрашенный в разные оттенки цветным стеклом витражей.

За высоким алтарём расположен реликварий Трёх Царей.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Матф., 2: 11)

Эту сцену, запечатленную на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» Стефаном Лохнером в 1440 году, можно сегодня видеть в Кёльнском соборе в Мариенкапелле - капелле Девы Марии.

Поклонение волхвов. 1440 г. Стефан Лохнер. Смешанная техника по дереву. Кафедральный собор, Кельн.

В соборе можно видеть множество произведений средневекового искусства. Среди них - резные готические скамьи в хоре, фрески над скамьями, главный алтарь, 14 скульптурных фигур: Христос, Мария и двенадцать апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи - окна Трех Царей, а в галерее хора, в боковой капелле, находятся витражи под названием «Библейские окна». Сокровищница собора хранит драгоценности, собранные здесь за многие столетия: раку Святого Энгельберта, напрестольные кресты, епископские жезлы, статуи святых, ценные дароносицы и многое другое.

Огромный зал собора окружен кольцом часовен-капелл. В одной из них находится двухметровый дубовый крест - древнейшее чудотворное распятие, выполненное византийскими мастерами около 975 года по заказу кёльнского архиепископа Геро.

Две крутые винтовые лестницы в 509 ступенек каждая ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах двух обрамляющих фасад собора башен.

Самым большим колоколом Кёльнского собора и самым большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" - его вес 24 тонны, а отлит он сравнительно недавно - в 1923-м году. За ним следует старинный колокол "Претиоза". Его вес 11 тонн, а свое название он получил из-за своего изумительного по чистоте тона. Ко времени отливки - 1448-й год - "Претиоза" была самым большим колоколом в Европе, чтобы ее раскачать, требовалась сила двенадцати мужчин.

Два других колокола Кёльнского собора носят названия "Специоза" и "Колокол Трех Царей".

Верхний ярус башен расположен на высоте 97 м. Отсюда открывается необозримая панорама Кёльна и окрестностей. А громадные башни Кёльнского собора, в свою очередь, видны практически из любой точки города. Не зря же собор строили шестьсот тридцать два года ...

Герб великого Кёльна украшен тремя коронами. Их обрамляют одиннадцать языков пламени, символизирующие одиннадцать тысяч избитых царем Иродом младенцев.

 

ДАРЫ ВОЛХВОВ

Дары волхвов сохранились до наших дней. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. (Золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.)

Золото в виде двадцати восьми небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник ... На каждой - тончайший филигранный орнамент, который ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Её жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400-го года.

Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там.

После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправились на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь.

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ГИМН

"Stille Nacht, Heilige Nacht..." ("Тихая ночь, святая ночь..."). Невозможно представить себе Рождество в Германии без этой песни, которая звучит буквально повсюду.

Смотреть видео

А появилась она в Германии в 1831-м году. Любопытно, что уже тогда в изданных одновременно в Берлине и Дрездене песенниках, где были напечатаны ее ноты и слова, значилось: "Авторы текста и музыки неизвестны". Фридрих Вильгельм IV (возобновивший строительство Кёльнского собора) впервые услышал ее зимой 1853-го года. И так она ему понравилась, что было велено: "Найти автора!"

Воля короля оставалась неисполненной целый год. Разрешить загадку удалось только в декабре 1854-го года благодаря счастливой случайности. Руководитель хора из города Зальцбурга, являвшийся хорошим знакомым концертмейстера прусского двора, поругался с певшим в хоре подростком по имени Феликс Грубер (Felix Gruber). Тот, по его мнению, неверно исполнял песню. На выговор хормейстера юноша с вызовом ответил: "Мы всегда поём её дома именно так. Мой отец лучше вашего знает, как правильно петь. Ведь, в конце концов, он эту песню и написал".

автограф Нотная рукопись Дж. Мора, 1822 г.

Взволнованный таким известием, директор хора, бросив все дела, поспешил в местечко Халляйн, где жила семья Груберов и убедился в том, что местный органист и регент церковного хора, 67-летний Франц Грубер (Franz Xaver Gruber) действительно является автором музыки "Тихой ночи", разыскиваемым по приказу короля. А автором текста Грубер назвал своего друга, священника Йозефа Мора (Joseph Mohr). Тогда же стала известна и довольно курьезная история создания известного ныне всему миру гимна.

23 декабря 1818-го года помощник викария церкви Святого Николая в Оберндорфе под Зальцбургом Йозеф Мор с ужасом обнаружил, что мыши прогрызли меха органа. Что делать? Ведь нельзя же проводить рождественскую мессу без музыки! Мору пришла в голову спасительная мысль: нужна торжественная песня! Хорал! На клочке бумаги он набросал несколько четверостиший и сломя голову помчался в соседнюю деревушку, где жил учитель и органист Грубер.

После длительных уговоров музыкант согласился помочь приятелю и написал к стихам мелодию. 24 декабря 1818-го года под сводами церкви Святого Николая впервые прозвучало: "Тихая ночь, святая ночь...". Мор, играя на гитаре, исполнял свою партию тенором, а Грубер подпевал ему басом. После этого рождественского служения «Тихая ночь» начала свое триумфальное шествие сначала по Австрии, а потом и по соседней Германии.

Память об авторах жива и поныне, хотя не все христиане знают их имена. В Оберндорфе под Зальцбургом, на том месте, где стояла старая церковь Святого Николая (возле новой) сегодня стоит часовня (Gedenkkapelle). а рядом мемориальный барельеф с надписью: "Учитель Франц Грубер написал здесь 24 декабря 1818 года мелодию, а викарий Йозеф Мор сочинил текст песни "Тихая ночь, святая ночь..."

Существует более 200 версий "Stille Nacht, Heilige Nacht..." на других языках мира и несколько версий перевода на русский язык. "Саундтрек" этой записи - один из вариантов, в исполнении хора московского храма Святителя Николая в Заяицком. Святителя, что приходит в каждый дом с рождественскими подарками в память о дарах, принесённых Младенцу Христу Тремя Царями ...

 
[По материалам:] Deutsch-Russischen Kulturinstitut e.V.
Усадьба Гиреево
Энциклопедия Москвы
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Koelner-dom.de
Православная энциклопедия
"Stille Nacht, Heilige Nacht": Das bekannteste Weihnachtslied der Welt ist aus Salzburg
Das geheimnis um die stille nacht
Silent Night Web
Stille-Nacht-Gesellschaft
Stillenacht-info и др.

PS. Мне из великого множества вариантов исполнения этой песни почему-то ближе всего к сердцу этот. Самая нежная, самая трогательная колыбельная на свете.

Слушать аудио

Tags: аудио, видео, германия, история, россия, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment